В чем проблема современных интерьеров

Перейду сразу к сути, без излишних в данном случае вступлений. Посмотрите на фотографии ниже. Это естественные «декорации», в которых жил и которые созерцал вокруг себя человек как вид на протяжении многих тысячелетий своей истории и эволюции. До того, как перебрался жить в многоквартирные дома в густонаселенных мегаполисах.
Какой бы ни было географическое положение, каким бы ни был исторический период и условия жизни человека, на всём протяжении своего существования и эволюции он находился в тесном контакте с природной средой. А с визуальной точки зрения природная среда это:
- разнообразие оттенков, фактур, материалов
- разнообразие масштабов в поле зрения, от очень мелких до очень крупных
- вариативность освещения в зависимости от времени суток
— преобладание сложных криволинейных форм, мало ровных линий и практически нет прямых углов
- многослойность, разноплановость «картинки»

Человеческий мозг за время своей эволюции привык к определенной «картинке», к окружающей среде с определенными визуальными свойствами, которые он считает естественными, к изучению и оценке которых адаптированы все его системы, потому что это — механизм выживания.

Теперь посмотрите примеры интерьеров, к которым стремятся многие современные горожане. Фотографии и рендеры взяты из Pinterest. Рассмотрите их, возможно вы уже начали догадываться, к чему я клоню.
Если смотреть отстраненно, то дизайн интерьера сам по себе может быть прекрасным. Но вы не сможете не заметить, как сильно эти картинки по наполненности визуальной информацией далеки от естественной для человеческого мозга (и психики) природной среды.

Для многих современных интерьеров, особенно минималистичных, характерны визуальные черты, по сути противоположные тому, к чему человеческий вид привык за всю свою эволюцию: почти нет цвета, мало оттенков, гладкие поверхности, доминируют прямые линии и углы, простые геометрические формы, всё очень «правильно», ровно, и, как следствие, максимально неестественно. В таком пространстве взгляду практически не за что зацепиться.

А приводит это к следующему. Человек, который живет в таком визуально бедном пространстве, постепенно начинает испытывать психологический дискомфорт. Это мёртвая обезличенная среда, в которой он начинает переживать экзистенциальное одиночество, ощущение бесконечной невозможности успеть за бегом времени. В ситуации нехватки для мозга внешних визуальных раздражителей на первый план начинают выходить внутренние конфликты как объект для пристального «рассматривания».

Здесь можно вспомнить так называемую «Белую пытку» — пытку длительным заключением в абсолютно пустой белой комнате, которая приводит к галлюцинациям и тяжелейшим, часто необратимым, поражениям психики человека из-за полной сенсорной депривации. Конечно, при взгляде на современный минималистичный интерьер еще рано говорить о серьезной сенсорной депривации, опасной для здоровья, но в самой начальной стадии это она.

Конечно, если ваша цель и состоит в том, чтобы сосредоточиться на своих внутренних проблемах и, наконец, разрешить их (а иначе не стоит и начинать), нахождение в таком пространстве может быть вам полезно. Оно избавит вас от отвлекающих внешних факторов и позволит погрузиться в решение внутренних задач. Но одно дело — пожить некоторое время в одиночестве в отеле с таким интерьером, и совсем другое — выбрать такое пространство как постоянный фон для жизни своей семьи. Не лишенное недостатков решение, скажем так.

Ну, а что прикажете делать, если такой интерьер нравится, хочется именно монохрома, хочется дома только покоя и отдыха, чтобы никакой визуальный шум не напрягал и не отвлекал? И как при этом не сойти с ума? Решение есть, о нем в следующей статье.
БУДЕМ НА СВЯЗИ
Все новые статьи до появления на сайте выходят в моем телеграм-канале. Подпишитесь, чтобы не пропустить!
~

ДРУГИЕ СТАТЬИ

Made on
Tilda